На основе длительного изучения практических кейсов разработан подход к созданию/изменению организационной структуры, основанный на таком понятии как Власть и ее распределение.
Базовым понятием при проектировании организационной структуры является власть, которая определяет возможности сотрудников или руководителей принимать решения, отдавать распоряжения и контролировать их исполнение.
Власть в рамках организации реализуется через полномочия, которые закрепляются за конкретными должностями или уровнями управления. Однако важно понимать, что полномочия всегда связаны с ответственностью. Это положение лежит в основе матрицы ответственности, которая служит ключевым инструментом при формировании организационной структуры. Матрица ответственности позволяет формализовать зоны ответственности для каждого участника процесса, а также определить, кто за что отвечает, кто утверждает решения, к кому обращаются за информацией, и кто непосредственно выполняет те или иные действия.
Также при построении организационной структуры необходимо учитывать количественные параметры самой структуры: численность сотрудников, количество уровней управления, удельный вес административно-управленческого персонала ширину контроля на каждом уровне, коэффициент централизации/децентрализации, степень формализации и другие показатели.
Реализация задачи по созданию или изменению организационной структуры невозможна без корректировки организационных активов компании. Под организационными активами понимаются такие элементы, как штатное расписание, должностные инструкции, регламенты взаимодействия, права доступа в информационных системах, оргструктурные карты и прочее.
Актуализация информационных систем, которые обеспечивают автоматизацию деятельности организации касается прежде всего таких систем, как:
ERP-система (например, SAP, Oracle, 1C Предприятие);
HRIS (Human Resource Information System);
CRM (Customer Relationship Management);
Системы управления проектами;
BI-системы (Business Intelligence);
Внутренние порталы и системы документооборота.
Формирование организационной структуры — это не разовый процесс, а постоянная работа, требующая корректировки в зависимости от изменений во внешней среде, масштаба бизнеса, технологических инноваций и стратегических целей компании. Поэтому важно не только правильно спроектировать структуру на начальном этапе, но и иметь механизмы ее мониторинга и совершенствования.
Подводя итог, можно сказать, что эффективная организационная структура строится на основе ясного понимания и распределения власти, четкой матрицы ответственности, грамотно спроектированных бизнес-процессов и соблюдения принципов целостности и непротиворечивости. Только такая структура сможет стать надежной основой для устойчивого развития и конкурентоспособности организации.